
Содержание ↓:

Перед начинающими предпринимателями зачастую встаёт дилемма — воспользоваться типовыми договорами или обратиться за профессиональной юридической помощью по разработке (составлению) контрактов? Первый вариант безусловно дешевле, но требует наличия в компании компетентных специалистов в области договорного права. Разработка контрактов и сопровождение экспортно-импортных сделок востребованы, когда планируемые сделки являются сложными (комплексными), долговременными, значительными в финансовом плане, специфичными, подчинены иностранному праву или исполняются в иностранной юрисдикции.
В рамках услуги по разработке или составлению международных (внешнеторговых) договоров (контрактов, соглашений) мы в кратчайшие сроки и по разумной цене подготовим полный пакет контрактной документации для оформления вашей внешнеторговой сделки (international trade transaction).
При разработке контрактной документации мы учтём следующие факторы: логику и экономические особенности конкретной сделки (бизнеса); законные интересы и риски заказчика и контрагентов; императивные и коллизионные нормы применимого права, и в том числе нормы валютного права РФ; торговые обычаи и обыкновения делового оборота; а также составим договор и приложения к нему на правильном английском языке.
Мы принимаем заказы на разработку как наиболее популярных торгово-посреднических контрактов (агентские, дистрибьюторские, посреднические и др.), так и комплексных (сложных) договоров, пакетов контрактов, рамочных или долговременных соглашений, направленных на производство товаров за рубежом (OEM, ODM, PLA, White Label и др.).

Юридическая экспертиза (аудит) проводится в отношении международных контрактов на английском и/или русском языках на предмет выявления "подводных камней", недоработок, противоречий, юридических ошибок и проч., а также на соответствие интересам клиента и применимому законодательству.
Кроме того, если контрактная документация составлена на русском и английском языках (bilingual), то дополнительно к юридической экспертизе также логично провести и аудит перевода, т.е. сравнение двух текстов компетентным специалистом в области международного контрактного права. Предполагается, что обе версии аутентичны, но так ли это на самом деле? Корректно ли выполнен перевод на второй язык специальных терминов и юридических конструкций? Неточность в переводе может стать причиной недопонимания и ненужных споров между партнерами.
На практике услуга по экспертизе контрактной документации обычно востребована когда клиент самостоятельно подготовил контрактную документацию, но не уверен, что все нюансы сделки охвачены, регламентированы или переведены корректно, например, по причине отсутствия опыта заключения подобных сделок и/или соответствующих специалистов в штате. Также экспертиза необходима, если проект контракта готовился иностранными контрагентами.
По итогам аудита в контрактную документацию вносятся необходимые изменения / дополнения или, по требованию клиента, составляется отчёт с рекомендациями по устранению выявленных недочётов.

Зачастую в штате малых и средних промышленных, торговых, венчурных и иных предприятий, специалисты в области международного бизнеса, юристы-международники, да и вообще опытные юристы, отсутствуют. В этом случае юридическое обслуживание компании логично отправить на аутсорсинг.
Правовое сопровождение возможно как в отношении всей хозяйственной деятельности компании, так и отдельных крупных или важных сделок. Комплексная юридическая поддержка позволяет снизить финансовые, юридические и коммерческие риски, эффективно разрешать возникающие правовые проблемы, а также избежать принятия необоснованных или противозаконных решений.
Юридическое сопровождение осуществляется на основании долгосрочного договора с адвокатом и обычно включает консультационную поддержку, договорную работу, представительство в контролирующих органах и судебных инстанциях.

Структура, содержание и принципиальные (существенные) условия отдельных международных контрактов отличаются, причём весьма существенно. Ниже мы изложим некоторые важные нюансы, относящиеся к часто заключаемым на практике международным соглашениям, и которые нужно учитывать как при выборе правовой формы договора, так и при самостоятельном составлении контрактной документации.
В соответствие с дистрибьюторским договором иностранный производитель (напр., китайская фабрика) производит свою продукцию, оставляет данную продукцию неизменной и разрешает дистрибьютору закупать и перепродавать её на контрактной территории под товарными знаками (брендами) производителя.
Данный тип международного контракта обычно используется на практике, если дистрибьютора в принципе устраивает продукция зарубежного производителя и его бренды, и он желает вывести её на свой рынок в неизменном виде и под брендом производителя. При выборе данной правовой формы необходимо учитывать следующие нюансы:
При разработке международного дистрибьюторского контракта также необходимо учитывать, что с юридико-технической точки зрения данный контракт представляет собой комплексный (сложный) международных договор, объединяющий условия: (1) о наделении дистрибьютора определёнными правами на сбыт (эксклюзивными либо неэксклюзивными); (2) о поставках контрактной продукции дистрибьютору (поставки могут носить как разовый, так и долгосрочный характер, могут регламентироваться как в рамках основного соглашения, так и отдельным соглашением купли-продажи); (3) о защите интеллектуальной собственности производителя (товарные знаки, наименования, дизайн, фирменный стиль, внешнее оформление и др.); (4) об обеспечение неконкуренции (данное важнейшее условие применимо к эксклюзивным договорам и призвано не допустить работу дистрибьютора с продукцией конкурентов).
Подробнее см. комментарий о дистрибьюторских договорах.

В соответствие с агентским договором иностранный производитель [принципал] производит свою продукцию, оставляет данную продукцию неизменной и наделяет иностранного агента (опционально российского) полномочиями представлять и/или действовать от имени принципала в отношениях с третьими лицами с целью организации продвижения и сбыта продукции/услуг на местных рынках (российских, ЕАЭС и др.).
Данный тип международного контракта обычно используется на практике, если контрактная продукция представляет собой крупные, дорогостоящие изделия, такие как оборудование, машины, производственные установки, станки и проч., заказ на поставку которых агент может передать принципалу за предусмотренные договором комиссионные. Также агентские договоры широко применяются в сфере оказания услуг, например, страховых, профессиональных, медицинских, транспортных и др., что отличает данный тип договора от дистрибьюторского контракта (последний применим только в отношении продвижения физической продукции).
Основное преимущество агентского договора состоит в том, что агент может работать не имея оборотных средств для закупки контрактной продукции, так как он просто передаёт заказы от клиентов принципалу. Но при этом он также имеет подотчётный по отношению к принципалу статус и его прибыль ограничивается комиссионным вознаграждением. Если же агент желает сохранить преимущества своего статуса и одновременно желает иметь возможность действовать в качестве дистрибьютора на основе самостоятельной закупки и сбыта продукции (необходимо понимать, что в этом случае его прибыль может быть выше), то сторонам следует обсудить возможность заключения агентско-дистрибьюторского (смешанного) договора (ADA).
Подробнее см. комментарий об агентских договорах.

В соответствие с агентско-дистрибьюторским договором (сокр. ADA) иностранный производитель производит свою продукцию, оставляет данную продукцию неизменной и разрешает торговому представителю (по его усмотрению) либо закупать и перепродавать её на контрактной территории под товарными знаками (брендами) производителя, либо передавать заказы конечных потребителей производителю.
Данный тип международного контракта обычно используется на практике, если (1) контрактная продукция представляет собой крупные, дорогостоящие изделия, такие как оборудование, машины, производственные установки, станки и проч., и (2) у торгового представителя не всегда есть свободные финансовые ресурсы для закупок продукции и он желает иметь возможность иногда (периодически) работать в качестве агента за предусмотренные договором ADA комиссионные.
Если контрактная продукция представляет собой потребительские товары (consumer goods / FMCG), то сторонам следует обсудить возможность заключения простого дистрибьюторского контракта, так как формат агентского договора в этом случае не применим.
Подробнее см. комментарий об агентско-дистрибьюторских контрактах.

В соответствие с посредническим [PIA или NDA] договором иностранный производитель или провайдер услуг покупает у иностранного посредника, в качестве которого может выступать как юридическое, так и физическое лицо, ценную и нетривиальную коммерческую информацию о потенциальных покупателях, клиентах, инвесторах или потребителях услуг на контрактной территории. Также условиями договора на посредника могут налагаться дополнительные обязанности по оказанию сопутствующих услуг, таких как содействие в установлении фактических контактов, участие в переговорах, помощь в заключении и исполнении основного контракта, получение лицензий, разрешений и проч.
Данный тип международного контракта обычно используется на практике для продвижения дорогостоящей продукции / услуг в целях избежать затраты на проведение рекламных и маркетинговых компаний. Без каких-либо вложений в рекламу и продвижение, а главное без потерь времени и без задействования своего персонала, зарубежный производитель / провайдер может войти на местный рынок и получить подготовленных 'тёплых' клиентов (т.е. клиентов, с которыми уже проведена предконтрактная подготовка).
Оплатить маркетинговую информацию и услуги посредника (в некоторых типах посреднических контрактов), которые приведут к заключению выгодных сделок, считается в современном бизнесе, и в т.ч. в Китае, традиционной и приемлемой формой маркетинга. Необходимо понимать, что чаще всего посреднические услуги оказываются на разовой, случайной основе и в отношении клиентов, уже известных посреднику на момент заключения PIA. Тем не менее, посредник может работать и на постоянной основе, подыскивая клиентуру, еще неизвестную ему. В этом случае, посреднический договор приобретает черты агентского соглашения.
Подробнее см. комментарий о посреднических договорах.

В соответствие с OEM-соглашением иностранный производитель (напр., китайская или южнокорейская фабрика) производит свою продукцию, но настраивает её на основе спецификаций, дизайна и ноу-хау заказчика.
Данный формат обычно используется на практике, если заказчика в принципе устраивает продукция зарубежного OEM-производителя, но он желает вывести её на свой рынок (или на рынки третьих стран) под своим брендом и с определёнными изменениями или дополнениями, т.е. в виде оригинальных изделий, которые больше никто и нигде в мире не предлагает. При чём не только с новыми маркировкой, упаковкой, дизайном и т.п., но и с определёнными функциональными и/или технологическими изменениями.
Если изменения контрактной продукции минимальны и затрагивают только дизайн или маркировку продукции, заказчику и иностранному производителю следует обсудить возможность заключения ODM или White Label контракта. Напротив, если модификация контрактной продукции настолько значительна, что на рынок выводится по сути новый уникальный продукт, сторонам следует обсудить возможность заключения CM-договора на контрактное производство.
С юридико-технической точки зрения OEM-контракт представляет собой комплексный (сложный) международных договор, объединяющий условия:

Соглашение о продвижении под собственной торговой маркой (PLA или СТМ-договор) является сложным видом дистрибьюторского соглашения. Если в рамках традиционного дистрибьюторского контракта, дистрибьютор продвигает продукцию под брендом производителя (принципала), то в соответствие с PLA соглашением иностранный производитель изготавливает свою продукцию и позволяет реселлеру её продавать на контрактной территории под своим брендом и обычно на долговременной основе.
Данный тип международного контракта обычно используется на практике, если заказчик (реселлер) желает работать с производителем на постоянной основе в качестве официального дистрибьютора, но при этом продвигать контрактную продукцию под своим брендом, т.е. со своей маркировкой, с уникальными упаковкой, дизайном и т.п.
Если изменения контрактной продукции затрагивают не только дизайн и брендинг продукции, но и функциональные и технологические характеристики последней, реселлеру и иностранному производителю следует обсудить возможность заключения OEM соглашения на оригинальное производство или CM договора на контрактное производство.
Подробнее см. комментарий о СТМ-договорах.

Соглашение о ребрендинге является разновидностью ODM-договора на оригинальное производство по дизайну производителя. Если в рамках ODM-контракта модификация оригинальной продукции обычно затрагивает дизайн и внешний вид контрактной продукции и её упаковки, то в рамках договоров White Label о ребрендинге изготавливается оригинальная продукция в обезличенном варианте, т.е. вовсе без маркировки или с маркировкой, которую заказчик после поставки сможет изменить на свою (например, переклеить этикетки, перешить бирки на одежду и т.п.).
Данный тип международного контракта обычно используется на практике, если заказчик (реселлер) желает быстро получить на свой склад оригинальную продукцию иностранного производителя без каких-либо изменений и продавать её под своим брендом. Зарубежный производитель, в свою очередь, соглашается работать по договору White Label, если он хочет расширить сбыт своей продукции без существенной её доработки, и при этом он наделяет реселлер правом осуществлять ребрендинг и последующий сбыт под своим брендом.
Соглашение White Label в основном используется для продвижения простой контрактной продукции, обычно товаров повседневного спроса, таких как одежда, обувь, косметика, парфюмерия, продукты питания, электроника, а также в сфере разработки и дистрибьюции программного обеспечения и в некоторых иных областях. Для изготовления сложной продукции, состоящей из многочисленних узлов, каждый их которых может нести отдельную маркировку - такой как машины и оборудование, следует использовать OEM или CM-контракты.
Подробнее см. комментарии о договорах на ребрендинг.