
Содержание ↓:
Прежде всего необходимо отметить, что в международном деловом обороте договор о ноу-хау или договор на передачу ноу-хау или соглашение на передачу знаний и производственного опыта, на английском языке — know-how agreement, на китайском языке — 技術訣竅協議, отдельно заключается довольно редко. Чаще всего данный договор является составной частью пакетов договоров, направленных на экономико-техническое сотрудничество, долгосрочную производственную кооперация, совместное вложение средств иностранных инвесторов в местную организацию и т.п.
Договор о ноу-хау нередко сопровождается соглашениями о передаче прав на иные виды промышленной собственности, такие как патенты, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования, логотипы и проч. Российские организации могут выступать и в роли пользователей ноу-хау, и в роли их владельцев.
Также, в рамках некоторых договоров на оригинальное производство за рубежом, прежде всего CM и иногда OEM, российский заказчик оригинальной продукции может передавать иностранному производителю свои ноу-хау, включая технологии, знания, опыт и др. интеллектуальную промышленную собственность, на основании которой последний должен выполнить производственный заказ. Чтобы не перегружать основной договор на контрактное производство, разумно прибегнуть к пакетному решению и оформить передачу технологии и ноу-хау в виде отдельного международного соглашения.
См. подробнее — Система производственных соглашений.
В широком смысле договор о ноу-хау представляет собой соглашение по которому одна сторона, владелец ноу-хау, обязуется передать определенные знания и опыт другой стороне, пользователю ноу-хау, иногда за соответствующее вознаграждение (роялти). В случае оригинального или контрактного производства технология и ноу-хау заказчика не продаётся, а передаётся временно для изготовления контрактной продукции. Поэтому роялти в таких случаях отсутствует.

В юридической науке часто обсуждается вопрос, что может быть предметом договора о ноу-хау. Считается, что в принципе предметом такого договора может быть только то, что является производственной тайной. Такая тайна охраняется в большинстве стран, и в том числе в России, как в уголовном, так и в гражданско-правовом порядке. Как правило, охрана предоставляется на срок сохранения элемента секретности, а когда технические знания и опыт становятся общеизвестными, охрана прекращается.
Очевидно, что знания и опыт могут передаваться в виде некоей технической информации. Составляющая ноу-хау техническая информация может включать в себя (в зависимости от конкретных обстоятельств):
В отличие от патентованного изобретения, для ноу-хау ни национальной, ни международной особой юридической защиты не предусмотрено; нормативные документы такого рода нигде не зарегистрированы и не изданы.
Если ноу-хау не носит закрытого характера, оно не может быть защищено, подобно патенту, чья защита юридически гарантирована. Однако в случае незаконного раскрытия ноу-хау его владелец, не отказываясь от гарантированных ему договором возможностей, и действуя в рамках существующего законодательства вправе обратиться и за судебной защитой, как то: подать иск о возмещении убытков и, возможно, применении к нарушителю судебных мер, в том числе, и запретительного характера, как средство противодействия неблаговидной конкуренции, либо наложение штрафа и т.д.
Пока патентоспособное изобретение не запатентовано, оно рассматривается исключительно как ноу-хау, что не исключает последующей подачи заявки на патент в соответствии с применимым (российским) патентным законодательством.

Существует множество видов договоров на передачу ноу-хау. Прежде всего отметим, что в отличие от лицензионных контрактов на патенты, товарные знаки и программное обеспечение, передача ноу-хау всегда осуществляется на вечное пользование или непрерывно до того момента, когда технические знания и опыт, составляющие ноу-хау, станут становятся общеизвестными и их охрана прекратится.
В зависимости от времени и продолжительности передачи ноу-хау можно выделить три основных типа или категории договора на ноу-хау:
Иногда ноу-хау может передаваться цессионарию на эксклюзивном или исключительном основании в тех случаях, rjulf, в соответствии с контрактом, доверитель отказывается от своего права использоваnm ноу-хау самому или передавать его третьим лицам на определённых территориях и на условиях, оговоренных контрактом.
Эксклюзивность может также применяться к другим факторам помимо территории и срока, например, к праву на производство и сбыт контрактной продукции и др.
Если стороны пожелают ограничить эти исключительные права, позволяя Доверителю непосредственно использовать ноу-хау на той или иной территории, они должны отразить это в контракте. С другой стороны, контракт может просто предоставлять цессионарию право на использование ноу-хау на взаимно согласованных условиях, в то время как доверитель сохраняет за собой право также использовать ноу-хау, или же отказаться от него, по своему усмотрению и при условии, что это не нанесет ущерба правам цессионария в соответствии с контрактом.
Если передача ноу-хау осуществляется вне зависимости от иных коммерческих сделок, ее можно назвать «чистой» передачей ноу-хау. Если, напротив, она является неотъемлемой частью другой сделки, например, продажи оборудования, права на патент, торговую марку или иного, то в этом случае речь идет об «объединенной» («комбинированной») передаче ноу-хау.
В этом последнем случае случае передача ноу-хау оговаривается отдельными пунктами или вовсе отдельным контрактом, поскольку обязательства сторон по различным сделкам существенно различаются, в особенности, если это касается сроков последних. Необходимо отметить, что иногда ноу-хау, как составная часть той или иной важной коммерческой сделки, передается без дополнительной оплаты.

Контракт на передачу ноу-хау определяет сроки и условия, на которых ноу-хау передается от лицензиара (иногда именуемый доверитель) к лицензиату (иногда именуемый цессионарий. Последний в контракте на передачу ноу-хау обычно желает приобрести техническую информацию, которой не располагает. Обычно он также ожидает получить и выгоду от использования ноу-хау, позволяющую достичь ему того или иного качественно нового уровня в производстве, торговле и др. Доверитель же, передавая ноу-хау, стремится приобрести от цессионария денежное вознаграждение.
Для обеих сторон передача ноу-хау сопряжена с целым комплексом более сложных проблем, нежели если бы речь шла о патенте или передаче авторского права. Доверитель может опасаться, что, в случае разглашения секрета цессионарием или кем-нибудь из его подчиненных или коллег, он не сможет рассчитывать ни на какое адекватное возмещение; кроме того, он не всегда готов принять предложение цессионария, даже, невзирая на заверения последнего о благоприятных перспективах совершаемой сделки, если не уверен до конца в возможностях последнего в чисто техническом плане (напр., отсутствие того или иного оборудования).
Цессионарий, стремящийся использовать ноу-хау ради того, чтобы догнать или даже превзойти своих конкурентов в той или иной технической области, также может испытывать опасения по поводу того, что тайна – сегодня тайна, а завтра уже перестанет быть таковой, либо просто не верить, что сумеет воплотить идею ноу-хау на практике; другими словами, он не располагает прочным фундаментом для определения истинной ценности преимуществ, масштабы которых ему неизвестны.
Проблемы передачи ноу-хау на национальном уровне усугубляются на международном уровне отсутствием, как отмечалось выше, четко регламентированных в международных конвенциях по защите ноу-хау условий, почти повсеместным отсутствием специальных национальных законов по вопросам передачи и раскрытия ноу-хау. Если же подобные законы кое-где и существуют, они зачастую разительно отличаются друг от друга.
Хотя, как было отмечено выше, обычно передача ноу-хау неограничена по временир и носит безотзывной характер. Тем не менее, в случае досрочного прекращения контрактных обязательств сторон, например, при аннулировании контракта, при банкротстве цессионария и т.п., может возникнуть необходимость возврата ноу-хау.
Поэтому договор о ноу-хау может содержать оговорку о том, что право цессионария использовать ноу-хау будет ограничено определенным периодом времени. В этом случае средства передачи ноу-хау, включая все дубликаты и т. п., могут быть возвращены доверителю по истечении сроков контракта.
Принимая во внимание перечисленные сложности, возникающие при оформлении передачи ноу-хау, сторонам надлежит проявлять чрезвычайную осмотрительность при выборе партнеров. Упомянутая осмотрительность тем более оправдана, поскольку контракт по передаче ноу-хау предполагает высокий уровень взаимного доверия и честность намерений.
Ввиду того, что взаимное доверие сторон, как и сами стороны - фундаментальные элементы в контрактах по передаче ноу-хау, иногда может возникнуть необходимость в аннулировании и таких контрактов, например, в случае изменения той или иной стороной идентичности или утрате ими эффективного контроля (вследствие слияний, объединений и т. п.).

Существенный элемент контракта на ноу-хау, имеющий особое значение, это право на вознаграждение (роялти). По существу это цена передачи ноу-хау. Считается, что владельцу ноу-хау принадлежит право на такое вознаграждение и он сохраняет это право, пока существует элемент секретности в передаваемом производственном, техническом иили специальном знании.
Оплата может осуществляться как в денежной форме, так и готовой продукцией; оплата может также быть в форме обмена ноу-хау. В дополнение к условиям оплаты за предоставление ноу-хау, в контракт можно включить и платежные отчеты по сделкам между доверителем и цессионарием в рамках ноу-хау, например, о поставке тех или иных товаров, оказании технической помощи и т. д.
(i) Если предполагается выплата роялти в денежной форме (или как говорят специалисты по внешней торговле оплата наличными), стороны обычно определяют место и форму расчетов, а также валюту, в какой оплата будет осуществляться. Здесь необходимо учесть также все вопросы, которые могут возникнуть в связи с конвертируемостью, валютным контролем, валютным курсом, сопоставления с ценой золота или других стандартов, налогообложения и т.д.; Плата наличными включает единовременную выплату всей суммы и различные виды процентных отчислений, размеры которых зависят от использования ноу-хау. Оплата может осуществляться и комбинированным способом: общее погашение в момент заключения контракта и отчисления по мере использования ноу-хау.
Выплата определенной суммы может быть как единовременной (lump-sum payment), так и в виде периодических взносов авансом, фиксированными суммами или суммами по принципу увеличения или же уменьшения. В контракте должны оговариваться сроки и условия этих общих погашений и, в особенности, дата и время их совершения.
Поскольку размеры этих платежей четко определены, в некоторых случаях даже прежде определения обязательств Доверителя, Цессионарию необходимо тщательно проследить, чтобы обязательства Доверителя были достаточно ясно сформулированы в контракте.
В случае, если цессионарий выплачивает отчисления в виде процентов от использования ноу-хау, доверителю может быть предоставлена возможность проверки результатов деятельности цессионария с целью определения истинного размера полагающегося отчисления. В частности, в некоторых случаях доверителю должны предоставляться отчеты цессионария с указанием количества произведенных и проданных изделий (в качестве примера).
Для установления соотношений между отчислениями и результатом, контракт может содержать ссылки на товарооборот произведенных в рамках ноу-хау изделий, на их отпускную цену или объем выпуска изделий. Необходимо пояснить и сам термин «товарооборот», поскольку его значение может не совпадать в различных странах; таким образом, суммы вычитываются из товарооборота, из отпускной цены, включая предоставленные скидки или других пунктов. В этой связи необходимо сделать ссылку на выплату налога с оборота в стране Цессионария или на отправку изготовленных изделий.
В некоторых случаях контракт предусматривает выплату минимума или максимума лицензионных отчислений, независимо от достигнутых результатов. Вместо минимума или максимума лицензионных отчислений или в дополнение к ним размер выплат может быть более или менее пропорциональным по отношению к полученным результатам.
В контракте также может определяться время выплаты лицензионных отчислений: например, время изготовления изделия в рамках ноу-хау, а также дата выплаты лицензионных отчислений: когда изделия, изготовленные в рамках ноу-хау, поставлены клиенту, когда клиент совершает их оплату, в конце года или в пределах указанных периодов времени после этих событий и т.д.
Наличный расчет в некоторых случаях может быть заменен частично или полностью оплатой готовой продукцией или оказанием неких встречных услуг, производственных, профессиональных, управленческих и т.п. Например за передачу ноу-хау доверитель получает комплекс необходимых ему юридических, маркетинговых и информационных услуг.
Цессионарий может также выполнить свои обязательства, предоставив доверителю техническую информацию; такой тип контракта, обычно заключаемый между предприятиями примерно одинакового технического уровня или между неконкурирующими, взаимодополняющими предприятиями, может содержать определенный риск и отличаться неопределенностью срока действия. Однако если он служит отправной точкой для последующего непрерывного обмена ноу-хау, на тот момент как ноу-хау неизвестного, такой вид сотрудничества имеет шансы перерасти в весьма плодотворное технического сотрудничество, и даже партнерство предприятий. Частью таких взаимоотношений иногда являются проводимые совместными силами технические исследования.
Сторонам следует соблюдать определенную осторожность, когда они, вступив в подобный обмен ноу-хау, вынуждены впоследствии заключать договоры с третьими лицами о передаче ноу-хау в той же или смежной областях, чтобы это не повлекло за собой утечку конфиденциальной информации, получаемой в результате этого обмена.
Существенным элементом договоров о ноу-хау является сохранение секретности. Обязательство цессионария о неразглашении конфиденциальной информации, сообщенной ему доверителем, – ключевой момент контракта. В этом случае, контракт должен содержать условие, согласно которому цессионарий берет на себя обязательство не разглашать и не передавать третьим лицам ту или иную поступившую к нему в связи с приобретением права на ноу-хау информацию, секретный характер которой не вызывает сомнений.
В этом случае, Цессионарий также обязан предпринять соответствующие шаги для того, чтобы секретная составляющая ноу-хау не разглашалась кому-либо его персоналом или партнерами. Если стороны желают сделать исключение к этому фундаментальному условию – в случае сублицензии или субподрядного договора, например, – то такое исключение должно быть непременно отражено в контракте.

Для оформления договорных отношений с зарубежными производителями, и в том числе с китайскими заводами и фабриками, можно воспользоваться нашими профессиональными образцами договоров на передачу ноу-хау (типовыми контрактами) на английском и русском языках. В разделе Онлайн-сервис настоящего ресурса доступны образцы договоров (типовые контракты) всех основных лицензионных соглашений, включая договоры о передаче знаний и производственного опыта — см., в частности:
Российские производственные компании также могут воспользоваться нашей правовой помощью для оформления корректных и юридически действительных бизнес отношений с иностранными цессионариями и доверителями (и в том числе с китайскими), и, в частности, услугами по разработке и экспертизе договоров о ноу-хау. Юридические услуги оказываются в сжатые сроки и по разумной цене. Подробнее об услугах — см. здесь.