OEM, ODM, CM: какая правовая форма производства в КНР предпочтительней?
★ Три ключевые концепции, которые следует понимать при организации зарубежного производства
Бизнес-справка о плюсах и минусах основных производственных контрактов
OEM, ODM, CM — три ключевые концепции производства зарубежом
Когда российская компания (или компания из страны ЕАЭС) желает организовать производство продукции в Китае или в иных промышленных юрисдикциях (например, в Южной Корее) с целью её реализации на внутреннем рынке, перед владельцами бизнеса не редко встаёт выбор концепции или правовой формы сотрудничества с иностранным производителем — заводом, фабрикой, венчурной компанией и т.п. В широком смысле бизнесменам необходимо выбрать одну из трёх базовых концепций - CM, OEM или ODM.
Оригинальное производство по дизайну заказчика (OEM), оригинальное производство по дизайну производителя (ODM) и контрактное производство (CM) — три ключевых концепции, которые следует понимать при организации зарубежного производства и поиске производителя контрактной продукции. Российским бизнесменам важно знать, что представляет собой каждая из них и чётко представлять себе их плюсы и минусы, чтобы вести работу в правильном направлении. Начать следует с простых дефиниций:
- ODM: производитель разрабатывает и производит продукцию самостоятельно и продает ей заказчику с незначительными модификациями.
- OEM: производитель производит продукцию, но настраивает её на основе дизайна и ноу-хау заказчика.
- CM: заказчик полностью разрабатывает продукцию и нанимает производителя для её изготовления.
При выборе того или иного метода производства необходимо учитывать такие факторы как владение интеллектуальной собственностью, время разработки, стоимость и некоторые другие.
Плюсы и минусы договоров OEM
- Большое количество поставщиков (прежде всего в КНР) являются OEM-производителями, следовательно их поиск обычно не занимает много времени.
- Используя OEM, возможно изготавливать продукцию так, как нужно (при условии конечно, что это технически возможно).
- Заказчик владеет интеллектуальной собственностью в отношении контрактной продукции.
- Заказчик получает уникальный продукт на рынке.
- Заказчик должен оплатить все расходы на оснастку и формование промышленных образцов, которые в зависимости от степени настройки и свойств контрактной продукции могут быть значительными.
- Создание формы и изготовление новой оснастки занимает не менее месяца, обычно больше.
- Заказчику необходимо подготовить и предоставить изготовителю всю документацию, необходимую для производства (в т.ч. чертежи, спецификации, эскизы и проч.), причём данная документация должна быть понятной инженерно-техническому персоналу производителя.
Плюсы и минусы договоров ODM
- Короткий процесс разработки позволяет быстро начать производство и, как следствие, быстро направить продукцию в розничную продажу.
- Исходя из технологических особенностей контрактной продукции, не всегда возможно её настроить в нужной степени (т.е. другими словами формат OEM не всегда возможен), поэтому ODM часто является по сути единственным вариантом организации зарубежного производства.
- Отсутствуют дополнительные затраты, связанные с созданием образцов (моделей) контрактной продукции, формовкой, оснасткой и т.п.
- Слабая защита интеллектуальной собственности заказчика, потому что новая пролукция по сути является продолжением существующей товарной линейки производителя.
- Отсутствуют гарантии того, что производитель не будет поставлять аналогичную продукцию конкурентам заказчика.
- Отсутствуют гарантии того, что производитель не нарушает права интеллектуальной собственности третьих лиц.
Особенности CM
При контрактном CM-производстве всегда создаётся новый продукт, которого нет на рынке. Понятно, что регламентировать такой проект будет наиболее сложное в технико-юридическом плане соглашение - так называемый CМ-договор. Так как в рамках данного договора производство осуществляется на основе технических разработок на 100% принадлежащих заказчику, существенный объём договорных норм будут составлять условия о лицензировании и защите интеллектуальной сосбственности заказчика. Отметим, что на практике это реализуется чаще всего в виде пакетных решений (т.е. путём заключения пакета контрактов).
Также очевидно то, что на этом принципе разворачивать бизнес проекты способны лишь крупные компании, имеющие свои инжиниринговые подразделения. В качестве примера - на основе CM-соглашений работает компания Apple и её подрячик Hon Hai Technology Group (Foxconn®) для сборки гаджетов iPhone. Для малых и средних российских компаний и стартапов актуальным, как представляется, будет выбор между ODM и OEM производством.