Предприниматели, юристы, иные специалисты, работающие или специализирующиеся в сфере международной торговли, довольно часто имеют дело с договорами о неразглашении конфиденциальной информации. По сути дела, это предварительный договор (provisional agreement), который контрагенты международных сделок обычно заключают в самом начале своего сотрудничества, часто параллельно с соглашением о намерениях (agreement of intent). Кроме того, договор о неразглашении практически всегда включается в иные международные соглашения в виде отдельных глав, разделов, статей, договорных условий или оговорок.
Поэтому автор настоящей статьи полагает, что коротко изложить или хотя бы обозначить в рамках одной статьи некоторые правовые аспекты данного международного соглашения будет полезным для всех заинтересованных специалистов. Причём не только для юристов и экспертов в области международного права, но и для предпринимателей, которые на начальных фазах сотрудничества с иностранными контрагентами далеко не всегда пользуются юридическим сопровождением. Также данная статья будет полезна и для студентов, изучающих коммерческое право (business law) и желающих в будущем работать в международной торговле.
В самом общем виде договор (соглашение или контракт) о неразглашении конфиденциальной информации NDA опосредует некоммерческую передачу секретной деловой или служебной информации.
В русском языке данный договор также может именоваться как:
В английском языке ситуация несколько проще, договор о неразглашении конфиденциальной информации обычно именуется как non-disclosure agreement или NDA, реже как secrecy agreement, confidentiality agreement, confidential disclosure agreement и т.п.
В соответствие с договором о неразглашении конфиденциальной информации (1) один из контрагентов или (2) все контрагенты принимает(ют) на себя обязательство не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную ими в контексте бизнес-отношений.
Основная цель договора - предотвратить несанкционированное распространение конфиденциальной информации, и в случае, если все же утечка произойдет, возложить на виновную в раскрытии конфиденциальной информации сторону обязанность по компенсации убытков невиновной стороны.
Основная цель договора о неразглашении - возложить на виновную в раскрытии конфиденциальности сторону обязанность по компенсации убытков невиновной стороны. В процессуальном плане NDA призван служить правовым основанием для иска о взыскании (возмещении) убытков в случае огласки (разглашении) конфиденциальной информации.
NDA практически всегда включает в себя оговорки, дающие право на компенсацию убытков пострадавшей стороне. Но размер таких убытков подлежит доказыванию, что часто на практике является непростым делом. Для коррекции этой ситуации на практике иногда используется механизм т.н. заранее оценённых убытков (liquidated damages / LD).
Конструкция LD в основном применяется в контрактах, подчиняющимся англо-американскому праву (с целью обойти неустойки и штрафы) и состоит в том, что сторона-реципиент конфиденциальной информации заранее соглашается с правом донора секретных сведений возместить свои убытки (в случае несанкционированного разглашения) в заранее согласованном размере, который считается справедливой и точной оценкой убытков, понесённых пострадавшей стороной (донором) и не требует доказывания.
Отметим, что конструкция заранее оценённых убытков может противоречить применимому праву и поэтому применять её на практике следует осмотрительно: см. Оговорка о заранее оценённых убытках (примерная статья / пункт) контракта на русском и английском языках (в соответствие с англо-саксонской системой права).
Следует иметь в виду, что обязательство по нераскрытию в целом, и обязательство возместить убытки в случае несанкционированного разглашения в частности, возникает только в отношении действительно конфиденциальной информации. NDA не затрагивает право сторон раскрывать информацию, почерпнутую из открытых публичных источников (подробнее об этом см. раздел 4 настоящей статьи).
Типичная бизнес-ситуация - стороны готовятся к переговорам относительно заключения основного ('большого') контракта. Данные переговоры подразумевают обмен информацией о финансовом состоянии сторон, техническими, кадровыми и юридическими документами, которые могут составлять коммерческую тайну.
Обычно контрагенты в первую очередь заключают договор о намерениях (для закрепления договоренностей по результатам предварительных переговоров). Во вторую очередь или параллельно заключается и NDA (для обеспечения конфиденциальности / секретности основных переговоров). На практике часто оба договора объединяются и подписываются в виде одного документа.
Не исключено, что переговоры закончатся фиаско и основной договор не будет заключен. Но даже в этом случае конфиденциальная информация сторон станет известна определенному числу сотрудников, участвующих в переговорах.
Здесь необходимо отметить важное обстоятельство: договор о конфиденциальности сыграет свою роль в обеих случаях, и в случае достижения договоренностей о дальнейшем сотрудничестве, и в случае отказа от совместных проектов.
В обоих случаях соглашение о неразглашении конфиденциальной информации будет выполнять роль правового механизма, направленного на защиту конфиденциальности и коммерческой тайны.
Другой важной особенностью договора о неразглашении конфиденциальной информации является то, что стороны принимают на себя обязательство не раскрывать именно конфиденциальную (секретную) информацию, полученную ими в контексте бизнес-отношений, такую как (не ограничиваясь) стратегические и бизнес планы, данные о финансовом положении компании, бухгалтерские и кадровые документы, списки служащих, партнеров и потребителей (клиентов), коммерческие справочники, локальные нормативные акты.
Общепризнанно, что обязательство по нераскрытию возникает только в отношении действительно конфиденциальной информации; это не затрагивает право сторон раскрывать тривиальную информацию, почерпнутую из открытых публичных источников.
Договор о конфиденциальности обычно сохраняет свою силу до заключения основного договора и заменяется соответствующими договорными условиями / оговорками в новом базовом соглашении. Но в принципе, он может действовать и в течение всего времени сотрудничества сторон.
Классификацию договоров о конфиденциальности можно провести исходя из состава сторон, раскрывающих свои секретные сведения (disclosing party) и соответственно получающих (receiving party) секретную информацию контрагента. Отметим, что стороны NDA на коммерческом жаргоне часто именуются как доноры и реципиенты секретных сведений.
Иногда донором секретных сведений выступает только одна сторона, кровно заинтересованная в заключении основного контракта. Такая ситуация возникает, например, в случае ведения переговоров о привлечении инвестиций или на участие в тендере.
В этом случае реципиентом выступает только контрагент и, соответственно, об ответственности в контексте нераспространения можно говорить только в отношении этой стороны. См. образец такого договора — Договор о неразглашении конфиденциальной информации (на русском и английском языках).
В ходе переговоров о заключении договоров, в которых заинтересованы все контрагенты в равной степени, донорами и, соответственно, реципиентами выступают все стороны соглашения.
Здесь ответственность за возможную утечку секретных сведений возлагается на всех участников бизнес-процесса. Такие соглашения иногда именуются как соглашения о взаимной конфиденциальности (mutual confidentiality agreement). См. Образец соглашения о взаимном обеспечении конфиденциальности (на русском и английском языках).
В заключении необходимо упомянуть о ещё одном важном международном соглашении, также направленном на передачу и защиту конфиденциальной информации. Это различные виды посреднических договоров (partnership intermediary agreement / PIA), которые, тем не менее, чётко разграничиваются с NDA, что необходимо понимать и учитывать в работе.
Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, как уже отмечалось в начале настоящей статьи, опосредует некоммерческую передачу конфиденциальной информации, по крайней мере на начальном этапе сотрудничества сторон. Заключая договор о конфиденциальности стороны рассчитывают прежде всего предотвратить утечки ценной конфиденциальной информации, ставшей известной контрагентам в процессе переговоров или исполнения основного договора.
Посреднический договор (partnership intermediary agreement / PIA) является сходной правовой конструкцией благодаря тому, что его предметом также является передача конфиденциальной коммерчески ценной информации. Но посредническое соглашение всегда преследует прежде всего коммерческую передачу конфиденциальной информации о потенциальных покупателях, клиентах, рынках сбыта и т.п. Оплачивая такую информацию сторона-реципиент рассчитывает выйти на зарубежный рынок, расширить сбыт продукции или услуг без дорогостоящих затрат на рекламу и т.п.
Другими словами главное различие между NDA и PIA состоит в том, что если первый договор направлен на защиту информации передающейся безвозмездно, то посреднический договор всегда опосредует продажу конфиденциальной, коммерчески ценной и нетривиальной информации. См. также нашу статью о посреднических соглашениях, опубликованную в данном блоге.
В рамках данной статьи описаны некоторые наиболее важные или спорные, по мнению автора, аспекты NDA. Многие вопросы остались за рамками работы и будут рассмотрены в последующих публикациях на этом канале.
В частности, чаще, чем в виде отдельного договора, NDA заключается путём включения в иные международные (основные) соглашения отдельных глав, разделов, статей, договорных условий или оговорок, направленные на сохранение конфиденциальности в ходе исполнения соответствующих соглашений. Примеры таких оговорок на русском и английском языках заинтересованные специалисты и предприниматели найдут здесь.