Международные бартерные торговые сделки представляют собой сделки, при которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологию или другие экономические ценности второй стороне, и в ответ на это вторая сторона закупает у первой стороны согласованный объем товаров, услуг, технологии или других экономических ценностей.
Для обозначения подобных торговых сделок в современном бизнесе используются следующие термины: бартер, встречная закупка, обратная закупка, компенсационная сделка и некоторые другие. Соответственно договоры, регламентирующие такие сделки, именуются обычно бартерными соглашениями (barter agreement), соглашениями о встречных закупках (counterpurchase agreement), соглашениями об обратных закупках (buy-back agreement), компенсационными договорами (compensation или back to back agreement) и др.
Бартерный договор является довольно распространённой, хотя и несколько архаичной, правовой формой международной торговли. Но последние всем известные события похоже могут вдохнуть новую жизнь в эту юридическую конструкцию.
Угрозы со стороны США побудили многие китайские банки воздержаться от ведения бизнеса с российскими структурами из-за опасений потери доступа к мировой финансовой системе. С другой стороны, проблемы с платежами в юанях, о которых последнее время нередко сообщают многие российские предприниматели, торгующие с Китаем, также стали поводом для обсуждений и планирования бартерных сделок с российской стороны.
Как для китайских, так и для российских компаний бартерные сделки являются альтернативным способом дальнейшего расширения своего сотрудничества в условиях угрозы санкций и различных ограничений, направленных против России. Уже с 2021 года Китай изучает «новые типы» бартерной торговли, а местным органам власти предлагается разработать соответствующие меры для содействия торговле без использования денег.
В сделках, планируемых российскими компаниями, чаще всего сырьё, пшеница, нефтепродукты должны поставляться против встречных поставок готовой продукции, машин и оборудования из КНР, поэтому в рамках настоящей статьи автор кратко рассматривает только сделки в формате товар – товар. Отметим, что также возможны различные формы компенсационных сделок и в других, более продвинутых форматах, например поставка оборудования против поставок товаров, произведённых на данном оборудовании, толлинг и др.
Отличительной чертой всех встречных или компенсационных сделок является наличие связи между контрактами на поставку в двух направлениях, поскольку заключение контракта на поставку в одном направлении обусловлено заключением контракта на поставку в другом направлении.
Основным международно-правовым актом, регулирующим бартерные договоры, является разработанное Комиссией ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам (на англ. яз. - Legal Guide on International Countertrade Transactions, на китайском яз. - 贸易法委员会 国际对销贸易 法律指南). Данное руководство первоначально составлено на английском языке, в дальнейшем официально переведено на русский и китайский языки и активно используется компаниями и государственными органами различных стран для оформления трансграничных компенсационных сделок в широком спектре экономических отношений:
Бартерные сделки между Москвой и Пекином были обычным явлением до распада Советского Союза и продолжались до 1990-х годов. Как уже отмечалось в начале статьи, для современного Китая бартерные сделки являются альтернативным способом дальнейшего расширения своего экспорта в условиях угрозы санкций, особенно ограничений, направленных против России, Ирана, Мьянмы, Северной Кореи, Зимбабве, других стран, а также самого Китая.
Отметим, что до 2016 года в КНР действовало Положение о бартерной торговле, которое было отменено Государственным советом Китая (причины отмены не понятны).
Однако в 2020 году Государственный совет совместно с Министерством коммерции КНР выпустил рекомендации (guidelines) в поддержку новых видов бартерной торговли. В соответствие с данными рекомендациями, местным властям КНР (экономическим властям провинций) предлагается разработать соответствующие меры для содействия торговле без использования денег. К моменту написания настоящей статьи многие местные органы власти последовали этим рекомендациям при разработке пилотных проектов по содействию трансграничным сделкам «товар в обмен на товар».
Также в 2020 году в Китайской Народной Республике был принят и с 1 января 2021 года вступил в силу Гражданский Кодекс. В соответствие со статьёй 647 ГК КНР, если стороны договариваются о передаче права собственности путем бартерной торговли, соответствующие положения о договорах купли-продажи применяются mutatis mutandis (т.е. с необходимыми изменениями). Аналогичный подход применяется в КНР при таможенном оформлении и налогообложении бартерных сделок. Данный подход представляется абсолютно оправданным, учитывая, что бартерные договоры всегда объединяют договоры поставки в двух направлениях.
В настоящее время бартерные договоры довольно активно заключаются китайскими компаниям с иранскими контрагентами, а также с контрагентами из некоторых подсанкционных африканских и азиатских стран. Российское и китайское правительство обсуждают возможность заключения межправительственного договора, регулирующего встречную торговлю между двумя странами.
Необходимо также указать, что в январе 2024 года Министерство экономического развития РФ выпустило Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам. Данный информационно-правовой документ разработан с учетом информации ФТС России и Банка России и включает ключевую информацию, которая призвана помочь российским участникам ВЭД эффективно организовать проведение бартерных сделок с китайскими контрагентами.
В соответствие с Правовым руководством ЮНСИТРАЛ китайские заводы (компании) и их российские контрагенты могут оговорить свои обязательства по встречным поставкам либо в (1) едином контракте, либо в (2) пакете контрактов, состоящем из договоров поставки в обеих направлениях и бартерного соглашения о встречной торговле, связывающего договоры поставки.
Единый контракт имеет форму бартерного договора об обмене сырья на товары (опционально) в котором два контракта - контракт на поставку в Китай и контракт на поставку в Россию - сводятся в один общий контракт. Отметим, что данный вариант предполагает составление, согласование и предоставление валютным регуляторам и таможням КНР и России довольно сложного и громоздкого юридического документа, поэтому оформление в виде пакетного решения представляется предпочтительным.
Пакетное решение предполагает заключение договоров поставки в двух направлениях и связывающего их бартерного соглашения, и здесь возможны три различных подхода:
В заключение отметим, что если стороны заключают контракты на поставки в противоположных направлениях не подтверждая при этом связь между ними (т.е. без товарообменного соглашения), то эти контракты с точки зрения прав и обязательств сторон невозможно отличить от прямых договоров купли-продажи. И соответственно, контролирующие органы обеих сторон признают такие соглашения не единой бартерной сделкой, а отдельными сделками на поставку со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Бартерные сделки между российскими и китайскими компаниями в настоящее время возможны и абсолютно законны как по законодательству КНР, так и РФ. Вместе с тем, прямое правовое регулирование бартерной торговли в Китае на сегодняшний день отсутствует.
При таможенном оформлении и налогообложении бартерных сделок в КНР применяются правила, применимые к сделкам купли-продажи (поставки). Само бартерное соглашение может быть оформлено в виде единого (сводного) документа либо пакетного решения - договоров поставки в обеих направлениях и связывающего бартерного (товарообменного) договора.