Виды и преимущества договорных совместных предприятий


Администрация ресурса
Главными преимуществами договорного совместного предприятия является его мобильность и гибкость. Так как создание договорного СП обычно не требует регистрации и/или одобрения со стороны местных властей, участники могут оперативно заключить нужный договор, гибко определить параметры своего альянса и без задержек начать совместную деятельность. Впоследствии участники также свободно и оперативно могут вносить в договор необходимые дополнения и изменения, тем самым меняя правила игры.


1Участники совместной деятельности в рамках договорного совместного предприятия могут быть полностью равноправны - такой договор в международном бизнес праве обычно называется соглашением о сотрудничестве (сollaboration agreement) и является самым простым в технико-юридическом плане.

Соглашения о сотрудничестве регламентируют условия проекта между двумя или более компаниями. Каждая компания может вносить в проект интеллектуальную собственность, ресурсы или исследования, разработку продукта или маркетинговую экспертизу. Общие условия могут охватывать финансирование проектов, обработку конфиденциальной информации и расторжение соглашения. Часто такие договоры носят предварительный характер.

2Совместная деятельность может координироваться одним из участников. При такой правовой форме одна из сторон наделяется исключительными полномочиями управления всей совместной деятельностью, в то время как остальные участники не управляют совместной деятельностью, но участвуют в ее финансировании и разделе прибыли. Контроль за деятельностью управляющего участника может осуществляться через договорные механизмы либо посредством создания управляющего комитета участников.

3 В рамках сложного СП для осуществления деловых операций привлекается сторонняя сервисная (операционная) компания, обычно имеющая опыт, персонал и средства производства, необходимые для работы в соответствующей области бизнеса. Иногда такая компания регистрируется в нейтральной юрисдикции.

Для управления и контроля за деятельностью оператора участники создают одно, двух или многозвенную систему управляющих и контролирующих органов (управляющий комитет, рабочий комитет, ревизионная комиссия и проч.), принимают бюджеты и производственные планы, обязательные для исполнения оператором. При необходимости, участники имеют возможность смены оператора.